Новые маршруты

В России появился первый пригородный маршрут, сделанный по уму. Теперь все завидуют Карелии

 

Этим летом в Карелии появился новый маршрут пригородного поезда. Он ходит по отремонтированному пути со скоростью до 100 км/ч и останавливается там, где нужно людям, а не там, где были построены станции когда-то давно. Показываю, как все работает.

Рельсовый автобус РА3 сообщением Сортавала – Питкяранта – Лодейное Поле

У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

На поезде вокруг Ладожского озера

Маршрут пригородного поезда Сортавала – Лодейное Поле появился в Карелии этим летом. Поезд идет по территории, которую называют Северным Приладожьем. Раньше такого поезда никогда не было.

Маршрут пригородного поезда Лодейное Поле – Питкяранта – Сортавала

Маршрут поезда начинается в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. Там поезд имеет удобную стыковку с «Ласточкой» из Петербурга. Причем, если «Ласточка» опаздывает, то рельсовый автобус должен ждать. И наоборот. Говорят, однажды в июле РА3 ушел, не дождавшись опаздывающую «Ласточку». Так его «развернули» и заставили вернуться, а поездного диспетчера лишили премий.

В Лодейном Поле также останавливаются поезда из Москвы, Петрозаводска и Мурманска. Так что вариантов для пересадок много. По пути пригородный поезд делает около 30 остановок, соединяя в том числе районные центры Карелии – Олонец, Питкяранту и непосредственно Сортавалу. Поезд заезжает и в горный парк Рускеала. Время в пути по всему маршруту составляет около пяти часов.

Поезд ходит один раз в день по будням и дважды по выходным. Дополнительный выходной рейс – ночной и не предполагает заезда в парк. За счет этого экономится около получаса времени в пути (само ответвление в парк короткое, но поезду приходится дважды менять направление).

Я ехал на этом поезде от станции Янисъярви (находится примерно в часе езды от Сортавалы) до Лодейного поля.

Рельсовый автобус РА-3 сообщением Сортавала – Питкяранта – Лодейное Поле прибывает на станцию Янисъярви

Что у «Орлана» внутри

Поезд обслуживается рельсовыми автобусами РА3 «Орлан» в двухвагонном исполнении. Я сперва напрягся: два вагона – это значит, что оба – моторные. В РА2 очень неприятно ездить в моторных вагонах: от двигателей идет постоянный шум. Но, к счастью, РА3 оказались намного тише.

Увы, РА3 – все еще не низкопольный поезд, поэтому с низкой платформы забираться наверх приходится по достаточно крутой лестнице с высокой подножкой. Тамбур находится примерно в середине вагона и делит его на две части.

Первый салон – со стороны кабины машиниста – относительно небольшой. Сиденья мягкие – как в электричках ЭП2Д, однако сидеть на них при поездках на большие расстояния тяжело. Хочется кресла, как в «Ласточке».

Второй салон – чуть больше. В нем находится туалетная кабина. В моем рейсе туалет был до неприличия грязным. Как будто это не современный поезд, а какая-нибудь старая электричка с одним туалетом на 11 вагонов. Причем очевидно, что это не пассажиры «уделали» его за час пути, а просто-напросто там не убрались весь прошлый рейс. Не было мыла, туалетной бумаги, каких-то элементарных вещей.

В одном из двух вагонов большая зона для колясок и велосипедов. Производитель заявлял, что РА3 «умеет» поднимать на борт людей с ограниченными возможностями. Для этого в рельсовом автобусе оборудован специальный подъемник. Но если ты не колясочник, а пожилая женщина, то тебе будет сложно: подъемник ради посадки пенсионеров никто не использует, конечно.

В РА3 на протяжении всего маршрута работает кондуктор-контролер, который продает билеты. Проезд по всему маршруту обходится в 810 рублей. Так дорого – из-за большого километража. Но я не видел ни одного человека, который ехал бы дольше меня (а я ехал около четырех часов). Очень много пассажиров было до промежуточных станций. Причем, очевидно, что поездом пользовались как местные, так и туристы.

Я старался фотографировать, когда людей было мало или не было совсем. Специально это оговариваю, чтобы не возникло ощущения по фотографиям, что поезд шел пустым.

РА3 быстро разгоняется и тормозит, и это дает ему большую фору перед классическим поездом с локомотивом и вагонами. Он – почти как настоящий автобус. На одной из платформ, например, в поезд зашел провожающий и не успел выйти. Это увидели пассажиры, закричали, прибежал кондуктор, зашел к машинистам. Те быстро остановились и выпустили пассажира уже чуть дальше платформы. Очевидно, что в «настоящем» поезде такое было бы невозможно.

Все стоянки (кроме Рускеалы, где меняется направление движения) у поезда по одной минуте. А скорость в основном – около 100 км/ч. Очевидно, что расписание составляли, учитывая возможности РА3. За это спасибо, обычно железнодорожники ленятся учитывать возможности подвижного состава. Например, в Москве по Ленинградскому направлению ходят «Ласточки», которые могут ехать со скоростью до 160 км/ч, но идут, как обычные старые электрички. Потому что подвижной состав поменяли, а расписание под него корректировать не стали.

Еще один плюс «Орлана» – здесь, наконец, появился кондиционер. В предыдущих моделях рельсового автобуса его не было.

К минусам (помимо сидений) я отнес бы отсутствие кипятка.

В целом же, «Орлан» произвел на меня гораздо лучшее впечатление, чем я ожидал. Но на расстояния дальше двух-трех часов ехать на нем тяжело. С другой стороны, очевидно, что поезд на локомотивной тяге такой маршрут за такое время просто не преодолел бы из-за того, что на остановки и разгон 30 раз подряд потребовалось бы намного больше времени.

В стиле Рускеалы

Все остановочные пункты по ходу движения рельсового автобуса были оформлены в едином стиле. Синие таблички с дублированием станций на английском языке выполнены в той же стилистике, как и на «флагманских станциях маршрута» – в Сортавале и горном парке Рускеала.

Много где построили специальные деревянные платформы с небольшими павильонами, в которых можно спрятаться от дождя в ожидании поезда.

Еще пара фотографий.

Семафоры, мосты, выемки

Линия, по которой идет поезд, – достаточно интересная.

Во-первых, здесь сохранились действующие семафоры (чем семафор отличается от светофора). Во-вторых, есть жезловая система сигнализации (что это такое). В-третьих, интересна железнодорожная скальная выемка Импилахти (фото). Железная дорога пересекает множество рек и часть пути идет вблизи Ладожского озера.

К сожалению, увидеть все это, а тем более заснять, из окна поезда плохо получается. Ведь РА3 едет на большой скорости, а обзорных окон в хвостовом вагоне нет (и не надо ожидать живописных видов на Ладогу, она видна лишь однажды в районе Питкяранты, но встречается много других озер).

Железнодорожный маршрут проходит сразу по нескольким дорогам разных лет постройки. От Сортавалы до станции Маткаселькя поезд идет по дороге, которую строили еще «при царе» – в конце ХIХ века. Затем он поворачивает направо и до Янисъярви идет по линии, которая строилась финнами в 1919-1927 году. Затем еще один поворот – уже на дорогу до станции Лодейное поле, которая вообще создавалась в шесть (!) этапов. Есть там и финские участки, и поздне-советские (вплоть до 1970-х годов).

Кстати, именно эта железнодорожная линия являлась последней, по которой поезда водили паровозы: пассажирские - до апреля 1986 года, товарные – вплоть до начала 1990-х.
Вообще же пассажирское движение на разных участках осуществлялось в разные годы по-разному. До Питкяранты одно время ходил даже беспересадочный вагон из Петербурга. И именно жители Питкяранты активнее всего боролись за запуск хоть какого-нибудь поезда. По этому поводу они даже устраивали театрализованное представление пару лет назад, придя на пустой вокзал с вещами.

Когда все по уму

В целом, конечно, кажется, что запуск такого поезда – повод хвалить и железнодорожников, и карельские власти и ставить эту линию в пример. Сколько в России участков железных дорог, где при умном подходе можно было бы грамотно организовать движение пригородных поездов – и не сосчитать! Здесь все сошлось: поезд быстрый, достаточно комфортный, с нужными остановками и отремонтированными станциями (где-то плачут другие регионы Северо-Запада – Тверская, Новгородская и особенно Псковская области, где население не меньше, а движения нет совсем, например, на линии Великие Луки – Себеж).

Почему тут получилось? Сошлись звезды! Рванул горной парк Рускеала благодаря стараниям основателя парка Александра Артемьева (умер от Covid19 в 2020 году) и РЖД. Стал активно развиваться туризм в Сортавале. Умный губернатор Карелии Артур Парфенчиков смекнул, что тема перспективная и никто не привезет туристов лучше, чем железная дорога! Кроме того, в регион зашли крупные бизнесмены (СМИ пишут, что все – друзья Путина, да и сам Путин будто бы бывает тут частенько и обзавелся недвижимостью).

Но вернемся к поезду. По итогу, за местных жителей и туристов, которые им пользуются, можно только порадоваться. Везде бы так!

https://zen.yandex.ru/media/1520/v-rossii-poiavilsia-pervyi-prigorodnyi-marshrut-sdelannyi-po-umu-teper-vse-zaviduiut-karelii-60f1bea66de0994484dd719f