Карелия категории комфорт. Часть 1

Карелия категории комфорт. Часть 1. Москва — Питер — Сортавала

Москва-Спб. По платной дороге М11.

Друзьям на юбилей подарили поездку в Питер. А почему бы самим не присоединиться к ним? На пути из Москвы в Карелию. Решено, едем. На машине. Заранее забронированы отели, разгар сезона, люди активно путешествуют по стране. Ближе к поездке некоторых членов семьи поразил ковид, ехать, не ехать — решали до последнего, окончательное решение смогли принять поздно вечером накануне выезда после отрицательного теста на коронавирус.

Выезжаем утром, по всей Центральной России стоит жара за 30, но в машине работает спасительный кондиционер, а окна плотно закрыты. Последние дела по дороге через Зеленоград, подписать документы, забрать дрон, сэндвичи в дорогу в Азбуке Вкуса на выезде из города и сразу выезжаем на платную магистраль М11 Москва — Санкт-Петербург. Восторг! В принципе, я пользуюсь этой дорогой с начала её ввода в эксплуатацию в конце 2014 года, но только на коротком участке от Зеленограда до Москвы, а тут мы едем по всей протяженности трассы. Сразу после Солнечногорска ограничение скорости меняется со 110 на 130 км/час, плюс нештрафуемые 20, все 150! Еду на этом пределе, оглядываясь на дорожные конструкции в поисках камер. Но их нет! Постепенно наглею: 170, 180, 200, 215! Да простят меня сотрудники ДПС! За 200 это, конечно, крайность, но качество дороги вполне позволяет достаточно безопасно ехать на такой скорости. А в среднем спидометр держится у отметок 170 — 185 км/час, свобода движения! Если вам даже не надо в Питер, съездите, чтобы насладиться скоростью.

Дорога отлично обустроена, стоянки отдыха, приличные туалеты, это Россия вообще? Пока мало заправочных станций, но уже появилась возможность нормально поесть в заведениях M Grill. Ровно в 17:00 прибываем в наше место назначения на Суворовском проспекте Санкт-Петербурга. То есть, путь между выездом на платную трассу из Зелика до конкретного места назначения в Питере занял ровно 6 часов, с учётом трёх остановок. Встреча с друзьями, размещение в мини-отеле Adam’s House, ужин в ресторане Seafood Bar, некоторые из нас ещё успели посмотреть игру Италии и Испании в полуфинале чемпионата Европы. Спать!

Завтра, 7.07 у нас запланирован день в Питере, но мы сейчас про Карелию, поэтому пребывание в Северной столице оставим для другого рассказа.


08.07.21. Питер — Сортавала.

Завтрак в гостинице. Неудобный стол, но вкусная яичница по рецепту Тани Богер. Выезжаем в 11:30, стартуем по Суворовскому проспекту, сворачиваем на Синопскую набережную, переезжаем Неву по Большеохтинскому мосту и попадаем совсем в другой Петербург. Унылые одинаковые панельные многоэтажки, большие безжизненные пространства соседствуют с великолепием одного из самых красивых городов мира. Как и Москва, Питер прорастает за кольцевой автодорогой, осваиваются новые земли, высотными стенами встают корпуса новостроек, другой, совсем другой город с агрессивной средой.

Сворачиваем с КАД на Приозерское шоссе. И опять приятная неожиданность. Отличное новое шоссе по две полосы в каждую сторону, идеальная разметка, указательные знаки, развязки. На перемычках под знаками ограничения скорости на каждую полосу установлены коробочки, принял их за камеры, но почему машины с местными питерскими номерами не обращают на них никакого внимания? Друзья позже подсказали, это датчики считывания системы «Платон», к контролю скорости не имеют никакого отношения, так что и здесь можно смело нажимать на педаль газа. За посёлком Починок, не доезжая города Приозерска дорога сужается, но и дальше находится в отличном состоянии, с качественной разметкой, полосами разгона и съезда.

Приозерск, он же Кексгольм, он же Корела, он же Кякисалми. Старинный русско-шведский город, успевший побыть финским. Известен, как минимум, с конца XIII века, входил в состав Новгородской республики, начиная с XVI века несколько раз переходил то к шведам, то к России. В 1811 году император Александр Первый своим указом присоединил город к Финляндской губернии. Дальше последовало признание большевиками независимости Финляндии в 1918 году, советско-финские войны, когда город, наверное, сам перестал понимать, как он называется, названия менялись с завидной периодичностью. В 1948 году стал Приозерском.

За Приозерском проходит граница Ленобласти и Карельской республики. Вот мы и в Карелии. А что это такое, Карелия? Все началось с корелов, прибалтийско-финских племён, проживающих здесь ещё в VII — IX веках. В XI — XVII веках побывали в составе Новгородской республики и Водской пятины Новгородской земли Московского царства, в XVII — XVIII веках Карельское герцогство в составе Шведского королевства, с конца XVIII века до начала XX Олонецкое наместничество и Олонецкая область, с приходом к власти большевиков, Карельская автономная советская социалистическая республика. А вы знаете, что с 1940 по 1956 год Карелия была Карело-Финской ССР в составе СССР?! То есть с тем же статусом, что и Украина, Казахстан и Узбекистан, например. С 1990 года Республика Карелия в составе Российской Федерации. Вот какая богатая политическая история в крае, куда мы направляемся.
По мере продвижения вглубь Карелии, русские названия Ленобласти исчезают и появляются финско-шведские, или карельские, поди их отличи! Удивительно! В советские времена все иностранные названия населенных пунктов убирали из топонимики, заменяя незвучными Приозерск, Партизанск, Калининград. А здесь все осталось. Потому что нам на слух что карельское, что финское, что шведское — иностранщина!

На дорожных указателях названия населённых пунктов дублируются на двух языках, при этом русский вариант кажется переводным и чужеродным. Питкяранта, Мийнола, Лахденпохья. Возникает ощущение: по оккупированным территориям еду! Холмы, скалы, поля с скошенным сеном, домики, всё чистенько и аккуратно. Хотя это не так: тот же Приозерск многие века был русским поселением в составе московского княжества.

После Лахденпохья пошёл чисто карельский пейзаж с камнем, хвоей и небольшими подъёмами. Небольшими, но крутыми. Такие же спуски, 13 — 15%. Дорога стала похуже, её ремонтируют, периодически движение по одной полосе регулируется светофором. Удивительно, ремонт идёт в десятке мест и нам удалось везде попасть на зелёный свет! Карелия ждёт!

Не доезжая Лахденпохья увидел указатель — экопарк «Долина водопадов». Решил свернуть — размять ноги. Поворот направо, 1,5 километра по гравийной дороге, билет на вход 250 рублей. Добротная деревянная лестница спускается к реке. Водопадами это назвать трудно, скорее большие пороги, но вполне симпатично. Тут же в загоне олени за отдельную плату.

Киоск местного бренда Акуловка с карельскими специалитетами. Среди них калитки, пирожки лодочкой с разными начинками: форель, картошка, ягоды.

Сортавала. Смесь финского и советского. Синяк у магазина местной сети «Светлана» развеивает малейшие сомнения, в какой стране мы находимся. Сразу за мостом через озеро Ляппяярви (которое, по сути, часть Ладожского озера) центр города с пристанью, магазинами, органами власти и ресторанами. Магазин «Рыба» от бренда Акуловка. Форель слабой соли, холодного и горячего копчения, филе по цене 1500 — 1700 рублей за килограмм. Взяли на пробу.

Пора подкрепиться. Интернет советует кафе «Релакс», но нашей молодёжи название не понравилось. Зато понравилось «Лось и Тролль», расположенный здесь на набережной. Суп Лохикейто нам предложили подождать 40 минут, не пойдёт, прошли вперёд на угол улиц Ленина и Карельской где расположен отель с плохо произносимым названием Сеурахуоне, при нём одноимённое кафе, здесь и пообедали всё тем же финским форелевым супом со сливками лохикейто. Нынешняя жара помогает сметать с полок прохладительные напитки, в «Красное и Белое» вместо пива пустые полки, но нам со склада принесли коробку Paulaner. Отель «Точка на карте», который мы забронировали, расположен в 15 километрах от Сортавалы. Сначала двигаемся по трассе на Петрозаводск, потом сворачиваем на Вяртсиля в сторону финской границы. Проезжаем через посёлок с звучным названием Хелю́ля. Заскочил в магазин по продаже пива, попробовать местные сорта, продавщица наливает пластиковую бутылку, подаёт её мне: — возьмите пробку и сами закрутите? Не понял! Догадаюсь позднее. Спросил, где лучше искупаться, две местных женщины наперебой начали советовать свои потаённые, скрытые от глаза туриста места. Купаться можно у дороги за мостом, или заехать в Тельмановку — не доезжая деревянного моста свернуть направо. Спасибо!

Отель расположен в лесу, на берегу небольшого озера. Современные корпуса с балконами, вид на озеро прилагается.

В номере кондиционер, что при нынешней жаре крайне актуально. Хорошо, хотя и дороговато. Я решил продегустировать карельское пиво и форель, приобретенную в «Акуловке». Форель отличная, просто тает во рту, а вот пиво не пошло, сладковатое, приторное для меня. Катя тем временем организовала пикник у озера с бутылкой красного вина, отличная идея! Солнце долго не заходит, в Карелии белые ночи, ночь не приносит долгожданной прохлады, мы с Женей решили освежиться в озере, несмотря на запрещающие надписи. Нельзя, но можно! Никто нам ничего не сказал. В воде здорово, главное не задеть брюхом за торфяное дно. Над озером повис туман, водная гладь неподвижна, просто лежу на лужайке и наслаждаюсь умиротворяющим видом.

Продолжение:
Карелия категории комфорт. Часть 2. Валаам
Карелия категории комфорт. Часть 3. Рускеала
Карелия категории комфорт. Часть 4. Кижи
Карелия категории комфорт. Часть 5. День в Петрозаводске

https://www.tourister.ru/responses/id_35039