Карелия категории комфорт. Часть 4. Кижи
Начало:
Карелия категории комфорт. Часть 1. Москва — Питер — Сортавала
Карелия категории комфорт. Часть 2. Валаам
Карелия категории комфорт. Часть 3. Рускеала
11.07.21. Дорога на Петрозаводск.
Жарит не по-детски. В комнате кондей, а в коридоре жара и духота. Но в машине красота!
Уже известное нам место для купания через 10 километров от развилки на Сортавала и Петрозаводск. Гранитная глыба. Сход по камню, выход через расщелину со ступенькой, мужчина подсказал. Вода торфяная, дна не касаешься, только камень. С нами купается пара средних лет, местные: 17,18,19 год — вообще лета не было, не купались. Сухо, жарко — грибов и ягоды нет. Морошку закупают по 500 рублей за килограмм, неслыханная цена. Еще несколько лет назад чернику закупали по 37 рублей! У нас хорошо, только зарплаты ниже ваших. Да, дороги у нас хорошие (с гордостью), мы к Европе близко. Как нет памятников советско-финской войне? На развязке с Питкяранта Крест Скорби. Чуть дальше мраморная часовня, туда завернуть, там много могил.
Пока купался и болтал с местными, Таня на берегу разговорилась с семьёй музыканта из санатория Артёма, что в нескольких километрах от нашего места жительства в районе Зеленограда. Кстати! На пересадке в Питере сидим с Алексеем Богером в мини-отеле на кухне, пьём пиво. Подсел парень с чашкой чая, разговорились, он сегодня приехал их деревни Ржавки, что на въезде в Зеленоград. До чего тесен мир!
Итальянская водная собака Роси. Еще одна собака Руди неизвестной мне породы из Питера тут же купается. Любят собаки отдыхать в Карелии. Народ вокруг доброжелательный, а ведь это мы — москвичи и жители Питера, почему мы дома другие?
Совсем близко за поворотом расположено форелевое хозяйство «Приладожье». Планируя поездку в Петрозаводск подгадайте остановку здесь на обед. Около трассы нарядный дом с магазином и кафе, двор с аккуратными беседками, где можно присесть на обед. Салат с форелью, лохикейто, пельмени с форелью, блины с форелью, всё с форелью! А почему нет, если форель свежайшая, разводят прямо здесь, в водах Ладожского озера. Заказ у вас примут в беседке, только воду заказать нельзя, надо идти в киоск. Морс очень сладкий, а так все хорошо, еда достойная, к ней прилагаются чистые удобные туалеты.
Дорога. Я в шоке. Не встречал таких дорог в России, да и в мире ещё сильно поискать надо. Несмотря на камеры, свобода есть. Прямики, на которых можно безопасно ехать на скорости 150 — 170 км/час. Нет мусора для глаз: киосков, строительных рынков, контейнеров с мусором. Только лес, озёра, реки и лента дороги с подстриженной обочиной. Рабочие с триммерами косят траву, тяжелый труд, ширина обочины 20 метров. Перефразируя наших славянских соседей — Карелия цэ Европа. Северная, конечно.
По совету местных, на повороте в Питкяранту сворачиваем направо — осмотреть «Крест Скорби», буквально в трёхстах метрах от поворота. Памятник установлен в 2000 году и стал первым на территории России, посвящённым воинам, павшим в этой войне. Советско-финская война, неизвестная война. В Советском Союзе её замалчивали. В каждом карельском селе есть памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 года, но нигде не видно памятников воинам, обагрившим своей кровью местную землю в войне 1939 — 1940 годов. И только сейчас, благодаря работе отрядов памяти, появляются воинские могилы.
Финляндия и Россия — две матери.
Они воплотились в этом Кресте скорби.
Сами собой.
Их головы слились воедино,
их руки сплелись в Надежде,
Чтобы любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого
Это надпись на монументе Крест Скорби. Плакат поблизости информирует, в этой войне погибли 26000 финских солдат и 126000 красноармейцев! Кровавая война, пиррова победа. По её результатам земля, на которой мы стоим, отошла к Советскому Союзу. Недаром у меня было впечатление о нахождении на чужой земле.
Через пару километров у дороги стоит мраморная часовня, свернули налево (потому что местные заранее научили). Монументы свежи, работа отрядов памяти. Свежие гвоздики, свечки ещё не догорели, сегодня какая-то дата? Впечатляет правдивость этих могил.
Едем дальше по отличной дороге, только лес вокруг. Повторное купание примерно через 20 километров от часовни. Проскочили, повернули на грунтовую дорогу, озеро есть, но заход плохой. Вернулись на пять километров обратно: песчаный пляж, редкость в Карелии, пологий заход. На берегу стоят машины с палатками, но большинство номеров на них местные, карельские. Вода прогрелась слоями, при такой жаре отлично охлаждает.
Едем, наслаждаюсь дорогой. Ремонт только подчёркивает качество дороги А-121. Даже не реконструированный участок хорош. Поворот на мурманскую трассу Р-21. И опять отличное качество дороги. По-моему, я влюбился в Карельские дороги. Как водитель, конечно.
Сворачиваем на Петрозаводск, дорога к городу идёт в окружении леса. На въезде заправка Роснефть, без маски нельзя, если полный бак сначала заправься, потом заплати. Дизель дороже, чем в Москве, примерно 52 рубля за литр (в Москве сейчас 48,5 примерно).
Город построен просторно, большие площади, парки, спуск к озеру. Очень многолюдная набережная, в самом её начале находится наш отель Фрегат. Бывшее здание мор…, простите, озерного вокзала. Без кондиционеров. Кровать у стены. Номер по моей просьбе поменяли. В ресторане при отеле с видом на Онежское озеро настроение испортили. Полчаса несли меню, заказ исполняли больше часа, напитки перепутали и принесли поздно, часть заказанного не принесли вообще. На мой вопрос — что происходит, получил примерно такой ответ: — не нравится, поищите другое место. Но впечатление от красивой дороги испортить не смогли, равно как и позитива от проведённого в дороге дня. Ярко красный диск солнца над озером стал хорошей точкой в сегодняшнем дне.
12.07.21. Кижи
Завтрак в ресторане Фрегат, все-таки, что-то не так с ним. Грязно, тарелки кончились, еда заканчивается, новую еду никто не приносит. Хотя еды много, и она довольно разнообразная: овощные салаты, яичница на чугунной сковороде, копченая рыба, кислая капуста с клюквой.
Метеор Комета-5, чувствуете Метеор под названием Комета, тавтология. Раньше были Метеоры и были Кометы. В билете указана пристань № 1, по факту пристань № 3, бегом с первой на третью. В 11 отплываем, плыть 1 час 15 минут. Корабль построен в 1973 году, крашенный-перекрашенный, в нынешнем виде салатового цвета. Вентиляции (а уж тем более кондиционера!) нет, но ветер дует, можно выйти на открытую площадку над моторным отделением. Сначала идём большой водой, потом входим в шхеры. Небольшой островок с маяком и полузатопленной шхуной промелькнул по правому борту. На островах проглядывают деревеньки, обитаемые или нет — не поймёшь.
Приехали, знаменитую церковь проплываем мимо. У нас билет только на Метеор, 3500 рублей на человека туда и обратно, входные билеты надо покупать дополнительно. 600 рублей — посещение территории монастыря, зайти внутрь храма Преображения господня — ещё 600, на колокольню подняться — ещё 300, некоторые дома по 100. Оборудованная пристань, аккуратные избёнки с сувенирными магазинами, кафе, березовая аллея ведёт к заповеднику через билетную кассу. Всё очень чисто, туалеты из нержавейки с кранами на датчиках, бумажными полотенцами и жидким мылом. Значки — не плавать, не пить, не курить, не запускать дроны, матом громко не ругаться. Трава везде аккуратно подстрижена, церковный ансамбль виден издалека. Подходим с обратной стороны, в ста метрах от погоста стоит баржа МЧС, оборудованная мощными насосами. Установилась очень жаркая сухая погода, сотрудники МЧС дежурят в обоих храмах, чтобы предотвратить случайное возгорание.
Главными храмами прихода является церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Между ними шатровая колокольня. Изящество композиции придают покрытые лемехом купола, устремлённые к небу. Кажется, что храм того и гляди взмоет в небеса. Лемех, это такая дощечка, сделанная из осины, с одной стороны имеет овальную форму, ею как чешуёй покрывают купола, под воздействием времени и осадков она приобретает выбеленный серебристый оттенок.
Приехать сюда стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть своими глазами стремительность, оценить воздушность конструкции храма. В церковь Покрова Пресвятой Богородицы можно попасть без дополнительной платы, на стенах выставка икон из онежских храмов, двое монахов поют дуэтом для туристов. Женя и Катя за отдельную плату поднялись на колокольню, а мы с Таней, также за отдельные деньги заглянули внутрь главного храма Преображения господня. Свод над алтарём низкий, так задумано, или временно закрыт, реконструкция не закончилась. Позолоченный и богато украшенный иконостас с четырьмя рядами икон выглядит нарядно. Первый от пола ряд называется местный, второй — праздничный, третий — деисусный и четвёртый — пророческий. Церковь долго реставрировали, от строительных лесов она освободилась совсем недавно, иконостас из хранилища в храм вернулся меньше года назад. Так что нам в каком-то смысле повезло увидеть Кижи в первозданном виде.
Кроме собственно монастыря, на остров свезли разные постройки с окрестных онежских деревень: шатровая церковь, мельница, крестьянские дома. Получился такой большой музей крестьянского быта, вписанный в прекрасную декорацию онежского острова. Ближайший к монастырю огромный дом Ошевнёва из деревни Ошевнёво. Лицом и парадным входом повёрнут к воде, под одной крышей и сени, и сарай, и гараж для лодки, пологий вход для волока. А ещё Дом Сергеевой из деревни Липовицы, Дом Сергина из деревни Мунозеро, мельница ветряная Биканина и много чего другого.
Изгороди косой жердью устроили диагонально, по карельской традиции. На рогатинах сети рыбацкие сушатся, полынь на ветру колышется, колокольный звон переливается над простором острова. Ряженые крестьяне собирают пшеницы в снопы. Как грамотно «отбить» косу, выкосить луг «литовкой» и высушить сено — специально обученные «крестьяне» проведут ликбез. Лубок? Лубок! Но не раздражает, можно сказать к месту.
Жара-жара, на обратном пути в магазинчике нет ничего жидкого. Но у пристани есть кафе, можно поесть и пока ещё попить, в том числе и пиво по 250 рублей за банку. Метеор-Комета обратно, выезд в 16:30, в 17:45 мы в городе.
Ресторан Телеграф, как альтернатива Фрегату, неплохо, хотя кухня более европейская, менее локальная, но я всё равно нашёл местную треску с горохом и соусом карри всего за 450 рублей. И вид из ресторана на противоположную сторону улицы замечательный.
Продолжение:
Карелия категории комфорт. Часть 5. День в Петрозаводске